Номер 22 (561), 1.06.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО АРХИВАМ СБУ

ВАСИЛИЙ ВРОНСКИЙ – "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ"

ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ

(Продолжение. Начало в № 21.)

В его деле значилось, что Вронский: "в 1917-1919 годах, будучи антрепренером Одесского русского театра, имел связь с врангелевской контрразведкой, выдавал ей коммунистов и революционно настроенных лиц". Однако о белогвардейском присутствии в Одессе можно говорить только с конца декабря 1918 по апрель 1919 годов, и с конца августа 1919 по февраль 1920 годов. Но никакой власти генерала Врангеля в Одессе тогда и в помине не было (одесская власть была в руках генералов Гришина-Алмазова, Шиллинга и др...). Ведь Врангель пришел к власти в Крыму только весной 1920 года, когда в Одессе уже надолго установилась советская власть. Власть Врангеля никогда не распространялась на Одессу. Так же он не мог вместе с врангелевцами бежать за границу.

Осенью 1919 года, когда Вронский был антрепренером театра, был арестован контрразведкой его приятель – помощник режиссера, большевик Гришин. После этого ареста Вронский был вызван в контрразведку, и у него потребовали показания на Гришина, однако артист заявил, что не знает о том, что Гришин – большевик, хотя знал обратное. Вскоре арестованного освободили, и Гришин спокойно дожил до 41-го года. Так что помощь большевику в 1941 году Вронскому вылезла боком – раз допрашивался в контрразведке, ездил в белую контрразведку в сопровождении двух офицеров, значит, обязательно сотрудничал с ней. Вот такая логика была у чекистов...

Кроме дела Гришина Вронскому в 1941 году шили дела артистов Инсарова и Мартова, организаторов коммунистической ячейки при профсоюзе "Всерабис" (Мартов был главой этого профсоюза), которых также арестовывала белая контрразведка, и чекисты силились доказать, что эти аресты произошли с подачи Вронского. Мартов был вскоре освобожден, а Инсарова расстреляли, несмотря на то, что его жена была дочерью генерала Эверта. Но следствие так и не смогло связать и эти аресты с Вронским...

В декабре 1919 года по заграничному паспорту и по контракту с крупной немецкой кинофирмой Максина – Орийфер-Пфефера "Декляфильм" Вронский вместе с женой – артисткой Тамарой Дуван, выезжает в Берлин на съемки. На пароходе "Ренан" он добирается до Стамбула, а оттуда через Болгарию, Сербию и Австрию приезжает в Берлин.

Пятнадцать месяцев актер играл в различных немецких немых художественных фильмах на берлинской киностудии, в их числе: "Идиот", "Дубровский", "Игра с огнем", "Кукла", "Дон Мабуэи". В Германии Вронский обращался в Торговое представительство Советской России с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Но ему было отказано. Более того, в торгпредстве ему сказали: "Вы что, с ума сошли? Вас на первой русской станции повесят. Дождитесь окончания революции".

После Берлина Вронский полгода прожил в Софии, где играл на русских сценах, благо, что в 1921 году в Болгарии скопилось несколько сот тысяч русских эмигрантов, эвакуировавшихся вместе с Врангелем из Крыма.

По окончании контракта с "Декляфильмом" в декабре 1921 года Вронский получает приглашения от антрепренера Бискера приехать на гастроли в Русский театр Кишинева (Молдова с 1918 по 1940 год находилась в составе Румынского королевства).

Приехав в январе 1922 года в Кишинев, Вронский становится актером местного Русского драматического театра "Колизей", хозяином которого был обрусевший грек Поподаки. Очень скоро Вронский добивается ошеломляющей популярности в Кишиневе. В начале 30-х годов он выходит из покровительства Поподаки и организует передвижной театр из русских актеров, который играл в разных театрах Кишинева и Молдовы. До 1936 года коллектив передвижного театра путешествует по русскоговорящим городам Молдовы. Некоторое время Вронский возглавляет постоянный Русский театр в Кишиневе. В это время Вронский принимает румынское подданство.

В 1930 году он уезжает в Париж вслед за бежавшей от него женой – Тамарой Дуван. Все произошло, как в сентиментальных немых фильмах типа "Коварство и любовь"... Тамара, скромно проживая с мужем в Кишиневе и играя в провинциальном театре, страстно желала вырваться из бессарабского болота и увидеть свет, тем более, она уже прожила год в Берлине. И тут подвернулся случай... в артистку влюбился богатый бессарабский помещик Богасов и увез ее, конечно же, в Париж. Обманутый муж ринулся туда же возвращать беглянку. Но это оказалось уже невозможно... и Вронский вернулся в Кишинев. Живя в Париже, он сыграл в нескольких спектаклях на русских сценах, о чем потом часто с трепетом, вспоминал.

Интересно, что живя в Румынии, Вронский так и не выучил румынского языка и это стало одной из причин отказа от предложения стать режиссером румынского театра Ливеску. Предлагали Вронскому вступить в румынскую Либеральную партию, но и от этого он отказался...

(Продолжение следует.)

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК – академик,

В. САВЧЕНКО – доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка